Сайт учителя начальных классов Кутлубаевой Л.Ю.

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [6]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 96
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Жизнь сайта
Погода
Яндекс.Погода
Главная » Статьи » Мои статьи

Развитие познавательной активности младших школьников на основе применения информационных и коммуникационных технологий.

Кутлубаева Лилия Юнировна

учитель МОУ СОШ № 6

г. Комсомольска – на – Амуре

Хабаровского края

Тема самообразования: Развитие познавательной активности младших школьников  на основе применения информационных  и коммуникационных технологий. 

Цель:  Способствовать повышению познавательной активности учащихся через применение ИКТ.

Задачи:

1. Изучить сущность ИКТ

2. Изучить материалы по применению ИКТ в соответствии с ФГОС.

3. Изучить электронные образовательные ресурсы.

4. Сформировать в классе Информационную образовательную среду (ИОС).

6.Повысить качество преподавания на основе внедрения информационных и коммуникационных технологий.

Предполагаемый результат:

  1. обеспечение освоения стандарта всеми учащимися в наиболее комфортных для каждого условиях;
  2. повышение познавательной активности учащихся;
  3. повышение успеваемости и уровня обученности учащихся:
  4. формирование чувства успеха, успешности  учащихся.

Конечный результат: повышение познавательной активности учащихся, повышение качества образования в классе.

Потребности и мотивы: В системе образования в последние годы происходят серьезные            изменения, которые существенно влияют на содержание труда учителя, его профессиональный статус. Переход на новые образовательные стандарты требует более тщательной подготовки учителя к каждому уроку. Учитель тот – кто сам постоянно учится. Именно этими обстоятельствами обусловлена необходимость непрерывного самообразования. Современному учителю необходимо наличие не столько знаний и умений, сколько способности по-новому решать уже известные задачи и проявлять творческий подход к образовательному процессу.

Направления самообразования: профессиональное, методическое.

Источники самообразования: Методическая литература, журналы, семинары и конференции,  курсы повышения квалификации, мастер-классы, уроки коллег, Интернет, общения с коллегами.

Срок работы над темой: 3 года

Представление материала:  открытые уроки, выступления из опыта работы на ШМО, на педагогических чтениях, публикации в Интернет.

Описание опыта применения ИКТ в педагогической деятельности

                В своей практике работы с младшими школьниками я часто сталкиваюсь с проблемой, что  ребенок идёт в школу с большим желанием учиться, но постепенно это желание гаснет. Школьные нагрузки вызывают утомление, нервозность. Учебная мотивация ослабевает. Всё это связано с тем, что дети хотят, но не умеют учиться. И важная задача педагога научить ребёнка учиться, формировать положительную учебную мотивацию, используя современные технологии.

         Главная социальная задача современного обучения не только дать широкое образование, но и расположить личность подрастающего человека к самостоятельному приобретению знаний, к постоянному стремлению углубляться в область познания, формировать стойкие познавательные мотивы учения, основным из которых является познавательный интерес.

         Познавательный интерес – это особая избирательная направленность личности на познание и избирательный характер, выраженный в той или иной предметной области знаний. Проблема формирования познавательной активности младших школьников – одна из важнейших задач современной школы.

         Формирование и развитие познавательных интересов – часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Если определить эту проблему более конкретно, то ее можно сформулировать так: должен быть путь, с помощью которого можно, добиваясь полноценного усвоения учащимися школьной программы, обеспечивать развитие их познавательных возможностей, не допуская при этом перегрузки.

         Именно эта задача наиболее остро стоит перед учителем ,т. е. учитель должен найти оптимальные пути ее решения. Одним из вариантов решения задачи мне видится применение ИКТ на уроках.

         Современный ребёнок живёт в информационном обществе - исторической фазе развития цивилизации, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания. Отличительной чертой является создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

         После семьи школа один из важнейших компонентов жизни ребёнка. Поэтому Стандарт и предусматривает создание информационно-образовательной среды образовательного учреждения (ИОС ОУ), которая включает комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.

         В своей работе я применяю ИКТ на уроках в условиях открытого (в школе)  и дистанционного (домашнее обучение) образования. Средством процесса  подготовки и подачи информации, а также  обеспечения взаимодействия с учащимися   служит компьютер. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. Урок с применением компьютера  позволяет повысить интерес  учащихся, улучшить восприятие и запоминание материала.

         В современной школе компьютер, является главным и необходимым, но не единственным  компонентом ИОС. Наполнение может быть разнообразным. Благодаря программе информатизации школ мой кабинет оснащён современным оборудованием.

  • Интерактивная доска.
  • Проектор.
  •  Документ - камера.
  • МФУ.
  •  Аппаратно - программный  комплекс из 15 компьютеров.

         Интерактивная доска позволяет повысить учебную мотивацию учащихся, привлекая возможностью взаимодействовать с доской:  выполнять записи разными цветами, передвигать фигуры, элементы заданий пальцами, вписывать недостающие элементы. «Шторки» удобны при проверке гипотез, предположений, выполненных заданий. При работе с доской заметно вырастает активность детей. Каждому интересно. Доску можно использовать при фронтальной  работе с классом или, вызывая ученика индивидуально к доске. В этом случае учитель или ученик не привязаны к  компьютерной мыши, а класс следит за ходом работы.

                     Еще одна великолепная возможность интерактивной доски – работа с документ – камерой и системой интерактивного голосования. Документ- камера позволяет выводить на экран информацию с бумажного носителя, что избавляет учителя от сканирования, копирования. Благодаря ей, можно быстро организовать фронтальную проверку работ учащихся, продемонстрировать работы учащихся. В случае если бумажный носитель единственный в классе (например,  Энциклопедия, Толковый словарь и т.п.), то Документ - камера отличный помощник в демонстрации материала с этого бумажного носителя. Теперь мне не надо, как раньше, ходить с раскрытой книгой по рядам и показывать учащимся информацию (картинки, рисунки, таблицы, чертежи)

         Повысить познавательную активность учащихся позволяет Аппаратно - программный  комплекс. Дети с радостью обучаются, играя.

         Программное обеспечение комплекса  включает:

  1. ПМК« Академия младшего школьника».
  2. Тренажёр «Фраза».
  3. Творческий конструктор «Фантазёры».

         Компьютеры позволяют  сделать уроки более непринуждёнными, не утомительными для учащихся. ПМК «Академия младшего школьника» - программно-методический комплекс для компьютерной поддержки учебного процесса в 1-4 классах начальной школы по основным предметам: Обучение грамоте; Русский язык; Математика; Окружающий мир.

         Основная цель – закрепление полученных на уроках знаний, умений, навыков в практической деятельности – компьютерной игре.

         Красочное оформление, доступность в управлении   делают ресурс привлекательным  для детей. Работа может быть организована фронтально, по парам, индивидуально.

         Мои учащиеся охотно занимаются  в Академии.  Выполнив задания,  они тут же видят результат: ошибки, правильные ответы, получают грамоты. Всегда предоставляется возможность переделать работу до лучшего результата.

         Народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Наглядность была и остаётся важным принципом обучения младших школьников. Для повышения познавательной активности учащихся я использую различные электронные образовательные ресурсы:

  • Ресурсы интернета
  • Электронные пособия
  • Собственные  презентации (MPP) и  уроки (NOOTBOOK)

         Электронные пособия я приобретаю в магазинах, выписываю по почте. Они позволят повысить активность восприятия, сосредоточить внимание учащихся, улучшить запоминание материала.

         С  сентября 2013 года я являюсь участником проекта «Развитие дистанционного – образования детей - инвалидов в Хабаровском крае». Дополнительно к традиционному обучению детям – инвалидам, находящимся на домашнем обучении предоставляется возможность осваивать общеобразовательные курсы с использованием элементов дистанционного обучения.

         Информационно – образовательная среда  включает: компьютер, сканер, принтер, программное обеспечение для проведения занятий, выход в интернет, образовательные ресурсы НП «Телешкола».

         Участники образовательного процесса: ученик, тьютор, сетевой преподаватель. Тьютор – учитель, который проводит уроки. Сетевой преподаватель - удалённый преподаватель, который назначает и проверяет домашние задания, задания с открытым ответом, выставляет оценки. Электронные образовательные ресурсы «Телешколы»  как средство обучения обладают рядом характеристик, обуславливающих их преимущества по сравнению с традиционными средствами обучения:

         Мультимедийность. Средства мультимедиа – одновременное использование нескольких средств представления информации: графики, текста, видео, фотографии, анимации, звуковых эффектов, высококачественного звукового сопровождения.

         Интерактивность. Интерактивность в ЭОР обеспечивается множественным выбором из элементов множества; вводом текста с клавиатуры с последующим анализом и систематизацией ошибок; активизацией элементов интерактивной мультимедиа композиции с аудиовизуальным представлением новых информационных объектов; перемещением объектов для составления определенных композиций; совмещением объектов для изменения их свойств или получения новых объектов; объединением объектов связями с целью организации определенной системы.

         Эти особенности ЭОР обеспечивают работу учащегося в наиболее удобном для него темпе, что позволяет учитывать индивидуальные особенности восприятия и стили познавательной деятельности.

         Доступность. Доступность ЭОР обеспечивается их свободным размещение в сети Интернет, позволяя работать с ними любым пользователем бесплатно в любое удобное время.

         Доступность и отражение в содержании ЭОР основных тем, где применение мультимедиа и интерактивности наиболее методически целесообразно и способствует повышению эффективности обучения, особенно актуально для обучения на дому, а также для детей с ограниченными возможностями здоровья и учащихся, которые не могут временно, по причине болезни, посещать школу. Это обеспечивает реализацию положения ФГОС, в соответствии с которым необходимо обеспечить "разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья)" (ФГОС

         За учебный год заметно повысилась познавательная активность ребёнка, улучшилось качество чтения. Ребёнок стал более открытым, отзывчивым, свободно общается со мной, хотя раньше была застенчивой, немногословной. Повысился словарный запас, речь стала более распространённой. Я отметила улучшение психических процессов: зрительная, слуховая память, долговременная память,  зрительное, слуховое восприятие, логическое мышление. Произошли изменения в эмоционально - волевой сфере. Улучшился эмоциональный фон. Девочка радуется, занимаясь в «Телешколе». Она дала имена героям обучающих программ. Меня радует, насколько она стала самостоятельной в работе, целеустремлённой, настойчивой. Занятия в «Телешколе» помогли нам сделать уроки более непринуждёнными, весёлыми, оторваться от учебников и тетрадей и позволили «выйти» за пределы квартиры, где ребёнок вынужден проводить большую часть времени в связи с ДЦП.

            Важным в работе современного педагога в условиях внедрения ФГОС является  использование  Интернет- ресурсов. Работа в сети Интернет осуществляется мной по следующим направлениям: участие в сетевых сообществах, форумах, регистрация на образовательных сайтах и порталах, работа на Dnevnik.ru, НП «Телешкола», работа с электронной почтой, создание собственных сайтов. Я имею личные кабинеты на Дистанционном образовательном портале «Продлёнка» (www.prodlenka.org), сайте Центра дополнительного образования «Снейл» (www.снейл.рф).  Регулярно принимаем с детьми участие в конкурсах и олимпиадах на этих сайтах, я публикую свои методические разработки. Мною созданы персональный сайт учителя начальных классов http://kutlubaewa.ucoz.ru/, мини-сайт в социальной сети работников образования nsportal.ru (ссылка на мой сайт: http://nsportal.ru/kutlubaeva-liliya-yunirovna).

         Федеральными стандартами на ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения программы «Формирование универсальных учебных действий» и её разделов «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся». ИКТ – компетентность – это способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ в соответствии с возрастными возможностями и потребностями младшего школьника. Для подрастающего поколения информационное общество – это прежде всего доступность огромного числа информационных ресурсов: СМИ, электронные ресурсы, Интернет, книги, газеты, журналы, реклама.  Обучение детей работе в Интернет я начала через знакомство с возможностями  Дневника.ру. Организовано общение, сообщение новостей, дети самостоятельно размещают свои фотографии, создают группы по интересам, ведут форумыэ

Анализ итогов

                   Учитель должен стремиться воспитать информационно грамотного ученика, обладающего умениями и навыками работы с информацией. Без этих умений современный человек не сможет реализовать себя в обществе, развить свои способности и быть успешным. Педагог, используя возможности, которые даёт ИОС ОУ и ФГОС НОО, должен, идя по пути развития личности каждого ребёнка, развития его способностей и задатков, формирования УУД, учить детей правильному, благоразумному поведению в Интернете, использованию современных технологий для развития и самореализации. Использование информационно-коммуникативных технологий (далее ИКТ) на  уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

         Использование в работе современных информационных технологий помогло мне повысить учебную мотивацию, познавательную активность моих учащихся, сделало уроки непринуждёнными, наглядными, позволило избежать однообразной работы с учебниками и тетрадями, перегрузок учащихся однотипными занятиями. Дети с желанием ходят в школу. Они активно участвуют в дистанционных олимпиадах и конкурсах. Мне удалось повысить качество знаний учащихся на 15% , потому что уроки с применением ИКТ заметно повысили интерес детей к учебному материалу

         Таким образом, использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе для формирования и развития познавательной активности  младших школьников  является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня учитель по любой школьной дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения, предоставляет возможность учиться всем вместе и  индивидуально каждому.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Лилия (24.04.2016)
Просмотров: 449 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Живой календарь
Виртуальные музеи
  • Московский Кремль
  • Петергоф
  • Остров Кижи
  • Музей зодчества Корелы
  • Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • МОУ СОШ № 6
  • Дом детского творчества
  • Смайлики
  • ХК ИРО
  • Снейл
  • Фабрика кроссвордов
  • Уч портал
    Учительский портал

    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz